Dance music

Что такое танцевальная культура? Это развитие танцевальной музыки. Что такое танцевальная музыка? Музыка с ритмом идеально подходящим для движения. Несмотря на то, что ответить на эти вопросы так просто, и тем, что само понятие dance есть почти во всём мире, оно напрочь отсутствует у нас. В чём отличие dance от попсы? Может быть это покажется странным, но не в том, что попса - это коммерческая музыка. Исполнители Dance могут иметь высокие гонорары. Тогда в чём же?

Вспомните музыку (не важно какого стиля), под которую вам всегда хочется танцевать, мотив которой настолько заводной, что ноги сами начинают выстукивать ритм, как под сказочные "гусли-самогуды". Если вы смогли это сделать, это была настоящая dance музыка!

Dance - это не стиль, не направление, как может покааться на первый взгляд. Мода на аранжировки меняется каждые три-пять лет, а дискотеки остаются. Задача создателей Dance музыку угадать - подо что захочет завтра танцевать среднестатистический посетитель дискотеки и покупатель альбома. В этом и есть отличие dance от попсы.

Разберёмся, что же такое "попса". Стиль поп не ориентирован на танцующего покупателя. Тексты чаще всего не выдерживают никакой критики ("Дальше песню сочинять не буду я, вот такая вот история ла-ла-ла-ла!"), музыка тоже - "один два плана и будет с них!". В стиле поп аранжировка ненавязчива, а слова не содержательны. Этого нельзя сказать про dance. Бог с ними со словами, но музыка должна заводить. Для того, чтобы можно было двигаться. Если поп музыку слушают большей частью в машине, то dance на дискотеке.

В нашей стране нет чёткой границы между поп и dance. Любой проект - танцевальный или нет должен быть коммерческим, иначе он не выживет. С началом 2000-х российская танцевальная культура в значительной степени была утрачена, и поэтому всё вышесказанное касается больше рынка зарубежного.

Итак, главное - следить за модой! Тогда можно с полной уверенностью сказать, что в конце 60-х и начале 70-х лучшим танцевальным проектом была ливерпульская четвёрка "The Beatles". Это был не рок-н-ролл в классическом его представлении, не джаз и не блюз, так модные тогда. Это была музыка для танцев. "Come together", "Obladi Oblada", "Yellow Submarine"... За годы своего существования "The Beatles" подарили поклонникам удивительно много хитов и сделали танцевальные вечеринки массовыми молодёжными развлечениями.

В 70-х годах танцевальная кульутура начала бешено развиваться. Если в 60-е танцевальные вечеринки довольствовались живыми музыкантами, то в 70-х появление нового рода клубов "дискотека" стало массовым. Начала развиваться DJ - культура, а также производство виниловых пластинок. Появлялась звукозаписывающая индустрия.
Благодаря этому на музыкальную эстраду пришёл новый стиль: "диско". То есть "музыка для дискотеки". Диско полностью подходит под понятие dance. Чёткие ритмы, зажигательные мотивы, а также спецэффекты, сделавшие эту музыку яркой.
В начале 70-х группа ABBA переходит с рок-н-ролла на диско, и тем самым начинает определять танцевальную моду того времени. В середине 70-х без "Money, money, money", "Dancing Queen", "Mama mia" не обходилась ни одна дискотека. В то же время появляется Boney-M. По звучанию более тяжёлая, использующая более совершенное оборудование, множество новых звуков и спецэффектов. Я бы даже сказал, что Boney-M работала с опережением, потому что после них ещё долго никто такую музыку не делал.
К dance музыке 70-х я бы ещё отнёс Eruption, Chilly, Cerrone. А вот: "Arabesque", "Baccara", "Teach-In", "Donna Summer", "Gloria Gaynor" отнёс бы к попсе.

Конец 70-х в США был закатом стиля диско. На дискотеках часто распространялись наркотики, и кроме того, с началом 80-х в Америке начала вставать на ноги популярная музыка. Ориентированность музыки на коммерцию сделала невыгодными dance течения, так как они прибыли приносили мало, зато народа уводили много (это кстати парадокс танцевальной музыки). Было проведено несколько акций против стиля диско. На одном стадионе после первого тайма футбольного матча, в присутствии 10000 болельщиков было сожжено более 8000 альбомом виниловых пластинок диско исполнителей!
Многие музыканты, узнав об этом, проводили аналогию со Средневековым сожжением Библий на итальянском, английском и французских языках, чтобы сохранить монополию латыни. В любом случае, жечь пластинки, это почти то же, что и жечь книги!

Америка сделала своё дело, и диско там было задушено. Танцевальная культура США в 80-х годах - это поп: Michael Jackson, Madonna и иже с ними. Кроме того, брэйк-дэнс, хип-хоп, рок.

Но это касается только Америки. В Европе от диско никто отказываться не собирался. Этот стиль приносил колоссальную прибыль. В 1981-83-х годах стал зарождаться стиль Hi-Energy, первые опыты синтезаторной музыки, которая сильно повлияла на диско, изменив его звучание от инструментального к электронному. Так в начале 80-х диско звучание очень поменялось. Во многом этому способствовало образование нескольких новых звукозаписывающих компаний: ZYX Music, Cezame Argil, Night-N-Day Records, Baby Records. Почти все эти студии были образованы в Италии, поэтому начало 80-х характеризуется настоящим всплеском итальянской танцевальной музыки. Итальянский фестиваль "Сан-Ремо" стал центральной площадкой, на которой зажигались всё новые и новые звёзды. А стиль танцевальной музыки окрестили: "Италодиско".

Звучание стало более современным, более чётким из-за новых ударных и басов. Эта музыка была очень весёлой, как и сама итальянская культура - плясок, карнавалов и шумных праздников. Море спецэффектов, заряд бодрости и хорошего настроения. Ken Laszlo ("1,2,3,4,5,6,7,8"), "Hey, hey guy"; Fancy ("Flames Of Love", "Bolero"), Baby's Gang ("Chellenger", "Happy Song"), The Flirts ("Loveless"). А вот Адриано Челентано, Ричи и Повери, Альбано и Рамину и Пупо я отнёс бы к попсе. Стиль италодиско примерно с 83 по 89-й год был самым популярным течением танцевальной музыки в Италии.

В Германии были свои кумиры. В 1985-м году образовался дуэт "Modern Talking", в который вошли известный 32-х летний композитор и поэт Дитер Болен и молодой подающий надежды 23-х летний вокалист Томас Андерс. Новые хиты "Cherry Cherry Lady", "You're my heart, you're my soul", "Brother Loui" обратили внимание на евродиско, как на стиль. Дитер Болен, пользовался немецким студийным оборудованием, а значит и звучание его песен было несколько отличным. В Германии были совсем другие синтезаторы, а значит и клавишные и ударные партии. Кроме того, в песни "Modern Talking" включены электро и бас гитара, и партии их едва ли не превалируют, что не может не сказаться на звучании.

Ещё один немецкий проект C.C.Catch - 25-летняя красавица, которую продюсировал также Дитер Болен это "Modern Talking" с женским вокалом. Тексты Дитера, музыка тоже. Тем не менее, в некоторых хит-парадах, C.C.Catch обставлял Modern Talking к удивлению Дитера, который "обскакал" сам себя. К этому же направлению отнесём Bad Boys Blue - тоже немецкий проект - три чернокжих паренька с романтическими балладами о любви, автрийский проект Joy с диско-польками под губную гармошку и Sandra и Pet Shop Boys.

Итало и евродиско существовали на равных до 89-го, пока не сгинули оба. Последними проектами италодиско стали: Radiorama - проект позже знаменитого итальянского продюсера Марио Фарина. Для италодиско это было слишком жёсткое звучание, но тем не менее, это оно. Песни про космических пришельцев и вампиров под вспышки света и молнии. Этот дуэт сексапильной итальянки-брюнетки с молодым парнём в широких шароварах был очень популярен своими песнями: "Aliens", "Yetti". В конце 80-х, когда мода стремительно менялась, Марио Фарина должен был выбрать: или Radiorama станет попсой, или переидёт на новое звучание. Он выбрал первое, так как тогда новый стиль ещё не выкристаллизовался и... обсчитался. Песенки вроде "A,B,C,D" были плевком в италодиско. Так Марио Фарина из исполнителя стал продюсером.

Ещё была Sabrina Salerno, ставшя потом моделью едва ли не всех модных журналов, англичанка Samantha Fox, последовшая её примеру и Eddy Huntington, передававший привет СССР песенкой "Back In USSR", позже вплотную занявшийся латино.

В евродиско же наметился кризис. С распадом из-за творческих разногласий Modern Talking в 1987-м году, поклонники утратили основной генератор евродиско. Дитер Болен, чтобы оставаться на плаву орагнизовал новый проект Blue System. Какое-то время евродиско было спасено улётными хитами 87-89: "My Bed Is Too Big", "Under My Skin", "Love Suite"... Но в 89-м движется к распаду C.C.Catch. Девушка захотела творческой свободы, за что жестоко поплатилась... Трио Bad Boys Blue, раздираемое борьбой за первенство на какое-то время переключилось на баллады о любви. Уставший и постаревший Дитер Болен в альбома Blue System отошёл от танцевальной электроники и запел грустные медленные песни о любви. В 1989-м уходит Joy, несколько девушек (не будем их назвывать) ушли в декрет. Кому было петь евродиско?

И тут... В ноябре 1989-го началась новая эра танцевальной музыки - евробит. Ещё диско не ушёл с танцевальных подмостков, ещё вовсю выступали девушки в платьях "летучая мышь" и молодые люди с высокими причёсками, как в мир диско влез вражеский лазутчик Technotronic с улётным хитом "Pump It Up Jam". У Technotronic и хитов-то больше не было, но дело своё он сделал. Dance стал перестраиваться. Тем более, как видите, евродиско исполнители как по злому року разбрелись.
Вслед за ним переметнулся Culture Beat, позже известный хитом "Mr.Vain".

Начало 90-х 91-92-е годы - неопределённое время для всего мира. Никакого определённого стиля. Каждый тянет оделяо на себя. Множество новых попсовых проектов, например "Ace Of Base". Попсу будто бы прорвало тогда. Раз евродиско нет, значит пустующие ниши надо чем-то занять. Оглядываясь по сторонам, видим: Blue System - Дитер пишет что-то между диско и поп: "Better Than The Rest" (91), Romeo And Juliet (92). Тройка Bad Boys Blue лишаются совего "маленкого", а продюсер их переключается на проект "Haddaway" и забывает про них. Группа Erasure в 80-х тянувшая жалкое существование, вознеслась на dance волне с хитами: "I love To Hate You" (91-й). В 92-м у них выходит альбом "Abba Esque", в котором они перепевают почти все хиты группы "Abba", сделав на них классные ремиксы в midi студии. Такие песни, как "Lay All Your Love On Me", "Take A Chance On Me", по-моему у них получились даже лучше.
В то же время старые диско исполнители будто бы просыпаются от спячки. 1992-й год, всё есть, а диско нет! Куда же оно подевалось! Один за другим - C.C.Catch, Bronsky Beat, Bad Boys Blue, Fancy, Joy, Chris Norman пытаются то перепевать старые хиты, то выпускать новые. Ни то, ни другое не имеет успеха. Те, кто пел не "своим" голосом или был не раскручен просто были сметены. "Старичкам" пришлось уступить своё место более молодым. Диско агонизировало.В США окончательно укореняется стиль поп.

И вот тогда, в 93-м случился прорыв стиля технодэнс. Танцевальная музыка всегда пробивает себе дорогу среди дешёвой попсы, как одуванчик через асфальт. И это её отличительная особенность!