Историю группы рассказывает ее бессменный лидер – Володя Демченко.
Конечно, хотелось с самого начала, чтобы история была, как, скажем, в Queen – не относительно славы (упаси господи!), а относительно состава музыкантов-единомышленников. Но, как говорила моя жена, не там и не тогда я, видно, родился. Поэтому и пришлось выбирать из тех, то был рядом, – как правило, людей семейных и при стабильной советской работе. Был я студентом-первокурсником Херсонского педина и в своих 22 года мечтал о рок-группе, потому что песен было – тьма! И вот встретил меня – такого себе самограя – другой студент с суперпрозвищем Тюбик. Познакомил с еще более взрослым парнем, который заочно учился на режиссера в местном “кульке” и работал завклубом в селе Корсунка вблизи Новой Каховки. То был Серега Попельчук, за прозвищем Пух (потому что чем-то похожий), который контрабандой получал новую музыку и крутил ее на своей дискотеке. В дальнейшем приезжали на те танцюли даже из города, поскольку всевозможные Оттаваны и Пинкфлойды были тогда запрещены в «стране, где вольно дышит человек».
В том сельском клубе мы и начали играть рок-музыку, начиная с февральских каникул 1983 года. Состав: я на гитаре и пел, Тюбик на басу, Пух – барабаны. Начальное название было соответственно (потому что Пух) “Посторонним В”. Классное название. В текстах кое-где и проскакивало «не понявшим нас в ответ: посторонним поступь нет!» и тому подобное. Первым выступлением был какой-то конкурс в соседнем селе Основа, где пропели две украинских песни (“псевдо рок”) и одну блюзовую российскую. На этом выступлении с ними пел мой институтский товарищ Витя Роменский, который в дальнейшем остался просто нашим фаном, а цифра три стала для меня просто магической во всех последующих составах (только втроем выходила хорошая музыка). Жюри смотрело круглыми глазами на таких наглых со своими собственными песнями и не знало, как это оценивать. Вообще хорошо было одно: Пух со всем Новокаховским руководством был знаком, и потому ни о каком запрещении речь не шла.
Уже через какие-то несколько месяцев мы с Пухом приняли новых два музыкантов – из достаточно далекого села Веселое Бериславского района. Юрчик Масюк (бас) был электриком и заядлым охотником, а Волк Ядлось – водителем, гитаристом и певцом, что меня радовало, поскольку можно было наконец петь на два голоса. Это уже былКРИГОЛАМ(Ледокол). Мы играли концерты в летних студенческих лагерях и клубах, отдыхали вместе семьями, пили вино и самогон. То есть было супер. Единственный облом, который будет и в дальнейшем преследовать все мои составы, – ограниченность в репетициях, потому что работа, семья, дети. Именно поэтому песни учились наскоро, чтобы побольше. Их было за четыре года в этом составе, вероятно, сотни две. Хотелось новых ушей, но из села очень трудно было вырваться. Везли сами аппаратуру, ставили на улице в Н. Каховке и играли. Попробовали тарифицироваться (был такой кошмар по тем временам). Однако в Херсоне один выдающийся музыкальный деятель, сыграв мои песни на фортепиано (что было для меня просто кайфом), начал читать тексты и обомлел просто: “вы что, хотите в тюрьму? Как это – сравнивать «Белый дом», «Красный дом» из «Желтым домом» Это с дурдомом?” Ну и все такое. Кстати, тот деятель в дальнейшем стал директором музыкального училища да еще и входил в Народный Рух. Единственной отрадой стал фестиваль “Рок-н-ролл Таврический”, который мы, как единственная в городе рок-группа, и учредили – конечно под мудрым (и смелым – чего греха таить!) руководством местного комсомола и лично Сереги Цыгипы (в дальнейшем, кстати КГБистом, и также смелым!) Там мы играли четыре раза. То были прекрасные годы: знакомство с рокерами (всевозможные Переходы, Провинции, Перроны, Токи и тому подобное), выезды в плавни, рождение сына во время фестиваля в 1987 году.
В 1986 году с Пухом мы осуществили его давнюю мечту – студийную запись, и мою – украинским языком. Я играл, а он писал (магнитофон “Весна”, ленточный ревер, гитара Мюзима и другие примитивные прибамбасы). Однако запись вышла неплохой (назвали мы его “Круиз”). Этот “альбом” послали на конкурс фонограмм к Питеру (проводил популярный на то время в молодежи журнал “Аврора”), в котором приняли участие всевозможные Аквариумы, Кино, Наутилусы и тому подобное. Ничего мы не завоевали, но о нас написали больше всего, потому что это была одна из двух сельских групп, одна из двух, которая пела нерусским языком, и из 40 (!) украинских единственная украиноязычная. Именно поэтому я долго считал себя первым (за порядком, а не по качеству) украинским рокером, аж пока не встретил на “Красной руте” в Черновцах ребят из старой группы “Гуцулы”, которые задолго до меня это делали. Ни о каком «ВВ» речь не идет, потому что это позже, да еще и откровенный прикол над языком.
С переездом Пуха в Н.Каховку тот состав развалился (Пух живет и работает в Польше массажистом, Юра Масюк – милиционер, Вова Ядлось – водитель-частник). В 1990 году, когда я стал работать в Херсонском педине преподавателем, встретился с местными ребятами, которые сами предложили возобновить группу с условием играть только украинские песни (а еще говорят: Херсон, “херсонская национальность”.) Это был наибольший состав: Серега Герасименко – гитара, вокал; Юрко Иванов – клавишные, вокал; Игорь Маринко – барабаны; Андрюха Витриченко – бас и я. Как видно из этого, пели даже на три голоса, что давно было моей мечтой. Правда выступлений было очень мало, хотя готовились придирчиво. В конечном итоге сначала я передал лидерство Сереге, который быстренько переделал все песни (что, кстати, меня также радовало). Хотел я уже и бросить их самих, но не так произошло, и без вышеупомянутого Сереги мы составили достаточно крепкий «Ледокол», который выступил в 1991 году на “Червоной руте”, где стал дипломантом.
Этот состав плавно перешел в вариант трио, которым мы записали второй самопальный альбом, который был назван “Пісні Великого Чорногуза” (“Песни Большого Аиста”) и представлял стиль фольк-рок, в который я в дальнейшем достаточно сильно был влюблен. Запись эту осуществил Андрюха, который в дальнейшем никаких отношений с музыкой уже не имел (вероятно, его музыкальная душа осталась там). То есть и этот состав “умер” после относительного успеха. Но недолго я был одиноким. После нескольких вариантов познакомился из Лешею Вундервальдом – потомком херсонских немцев, который со мной вспомнил свое прежнее барабанное детство и в конечном итоге расцвел у классного барабанщика с джазовой техникой. Мы долгое время тренировались вдвоем, выучив тьму песен – синтез года, джаза и фольку. Съездили на «Червону Руту» в Донецке (1993 год), взяв с собой профессионального бас-гитариста Саню Бруда, который поразил там операторов-иностранцев своей техникой. Однако опять-таки выше дипломантства (десятки) не поднялись. Через два года нам объяснили, что этот стиль, мол, старый, и следует в настоящий момент играть такое только, как Нирвана. Но если внимательно подумать над элементарными, казалось бы, словами “а морковь красная, когда моркови густо, а капуста гарная только между капусты”, то поймешь, что то не об огороде овощном идет речь. Где-то тогда, в 1993-ом к нам прибился мальчик-басист, не по годам серьезный. Это был Виталик Ткаличенко – ученик ПТУ. Именно этим составом (опять-таки втроем) мы получали от музыки массу эмоций, и музыка была сложной и слишком синкопированой. Наибольшим выступлением был гала-концерт в Херсоне на круче вместе с Повалиями, Билыками, Плачами Еремии, Вилли Токаревим, который мы начинали, а запись нашего блюза многократно крутили по ТВ.
Дальше вместе с певцом Генкой Белозубовим (ну копия Дио!) выступили на “Перлинах сезона” в Киеве, где получили третье место (забелено корректором в дипломе не то единичка, не то двойка). Но то не беда, – главное что тогда появился азарт. Однако это длилось не долго. Опять быт, семья, работа свели весь азарт на нет. При том еще и Виталик пошел в армию, а Леша также недолго продержался в добром юморе (хотя было что играли с ним вдвоем даже на конференции авангарда). Пока был мой басист в армии, я удовлетворил свое давнее стремление поиграть с трубами – поэкспериментировал с тубой, тромбоном, трубой и саксофоном, расписывая им партии. Пользы с того не было никакой, кроме появления на той волне, с теми духовиками группы «Сбей пепелз», которая в настоящее время в Киеве играет на танцульках.
Когда Виталик вернулся, с нами попробовал поработать первый и последний пока еще менеджер Витя, который добился выступления на «Таврийских играх» (пусть днем, пусть в перерывах между конкурсом питья пива детьми, но честь которая!). Тот состав существовал также достаточно долго: старый херсонский лабух Игорь Глущенко – барабаны, Костик Голубов – вокал, Виталик и я. Мы выступили на нескольких концертах, последним из которых стал “40х40” (мои 40 лет умножены на 40 песен, которые там прозвучали). Слезы печали за обездоленно ушедшими годами.
И вот третье тысячелетие начинается с нового состава – с барабанщиком Вадиком Маяцким, который также вспомнил свое барабанное прошлое через 20 лет.
Поскольку мы всегда подстраивались под барабанщика, то в настоящий момент стиль тяжелее, чем был когда-либо, а песни энергичны и забойные. В этом я убедился после серии концертов, когда публика заводилась и пела впервые услышанные песни. Это классно, и этого хочет душа еще и еще. Однако опять-таки быт. Репетиции раз в неделю по 2-3 часа. И наконец третий альбом, записанный недавно, и уже почти профессионально – на настоящей студии. Название – “Урок 1: Херсонский блюз”. Хотя это еще не те песни из Вадиком, это еще со Свиньей. C Вадиком будет обязательно “Урок 2”. А альбом тот посвящен херсонской музыкальной тусовке.
ИСТОРИЮ ПРОДОЛЖИЛ в 2007 году
І “Урок 2” під власною назвою “Рік Козла” відбувся – щоправда, у концертному варіанті (2003 рік, маленька зала училища культури), коли Костик Голубов, не знаючи добре половини пісень, мугикав і кигикав як тільки міг. “І зібрав піп усіх на обідню – генералів і секретарів. Встала банда і помолилась – перед Господом рівні усі!”
І також не так довго проіснував цей склад, а однією з причин навіть стали знакові вибори 2005 року, коли й родичі ставали на певний час ворогами! На час розчарування тим омріяним президентом…
Зрештою на початок 2006 року гурт вийшов з новим басистом, і якщо повернутий барабанщик Льоха дещо поступався важкістю попередньому (компенсуючи технічністю), то Андрій – новий музикант (а також за сумісністю – хірург-стоматолог) – привніс ще більшу важкість, яка й була! І тому з ним вийшли на нову стилістику – “хард-енд-хеві” та “хард-кор”.
Результатом річної творчості стали два альбоми – “Крокодил-чемпіон” та “Покусай задницю королеви”, записані у лайв-режимі, але досить якісно: “Задниця, задниця, над добрими мужчинами дражниться!” Новим для “Криголама” тут є тема кохання та жінки, що раніше не допускалося принципово: “Я знаю, що ти є, та тільки десь ховаєшся” (тексти альбомів додаємо на сайті). На 2007 рік випустили ще альбом у тому ж (найкращому) складі – Вовчук, Алекс та Андрюха – «Козли та капуста».
7 листопада 2008 року відіграли 25 пісень на ювілейному концерті «25 років КРИГОЛАМУ».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ