"ДИСПЛЕЙ" и "НЕССИ" - два слова. Что за ними? Прежде всего - содержательный кусок разнообразной музыки на полтора часа, написанной маэстро-мультиинструменталистом Вадимом Лащуком. Впрочем, на студии "Фонограф" группа "Дисплей" дебютировала с четырьмя песнями в поп-сборнике "Київський торт I / Киевский торт I" еще около года назад. Честно говоря, мы надеялись оперативно издать и сольный альбом киевского поп-ветерана, но, как видно, потребовалось время, что-бы работа созрела, обрела идеальные формы.
Как известно, "Дисплей" - это стабильный дуэт, который состоит из бас-гитаристки Эллен Крайс (примечательно, что в альбоме "Несси" она дебютировала как солистка) и самого Вадима. Каков коллектив сегодня? Лучшим образом об этом свидетельствует 90-минутный альбом, который содержит композиции, записанные в период с 1985 по 1990 года. Вниманию слушателей представляются восемь! абсолютно новых песен текущего года. Слово Вадиму Лащуку:
- "НЕССИ" построена по принципу контраста. Известные всем вещи, как "Челленджер", "Ночь", "Динамо" - будто визитки прошлого "Дисплея"; пусть такими они и остаются. Новые же композиции излучают совсем другую энергию. Для нас с Эллен они как пробный камень! В таких вещах, как "Несси", "Джунгли", "Париж - Нью-Йорк", мы объединяем мелодичную линию со звуками живой природы. Разумеется, в конкретике мы - не новаторы. Однако, похоже, удалось найти собственный метод: словом, послушайте - узнаете. Пару слов насчет титульной композиции. Однажды мне приснился сон, очень яркий, красочный сон про чудовище Несси. То, что я увидел, впечатлило настолько, что за считанные дни появился текст: слова, собственно, воссоздают тот сон. Знаете, саму историю рассказывать не буду, что-бы не разрушать ее иллюзорность.
***
ИТАК, ЧИТАТЕЛЬ, мы познакомим тебя с другой историей, более реальной, которая произошла с Вадимом Лащуком. Весной 1988 года ему позвонил редактор Украинского филиала всесоюзной фирмы "Мелодия" Николай Кузик и предложил... издать диск-гигант. Выяснилось, что из Москвы-златоглавой поступила разнарядка, освежающая межнациональные отношения, издать одну (?!) хорошую пластинку украинской поп-группы. Не более. Слава Богу, что не менее... Вадим имел на руках прекрасный студийный материал для пластинки. Но на вопрос редактора: кто режиссер записи? - покривил душой. Если скажешь, самостоятельно записывал в домашней студии - с неизданными пленками и похоронят. Тогда В. Лащук заверил, что материал зафиксировано легально и официально на государственном предприятии в Доме звукозаписи.
Словом, поехала фонограмма в великодушную Москву. Более того, песни "Дисплея" успешно экзаменировал худсовет, который пообещал издать альбом быстро: через полгода-год. Через несколько месяцев была готова и обложка, которую Вадим Лащук передал "Мелодии", а сам принялся сладко ждать большого события в творческой жизни молодого композитора. Прошло полгода - ни гу-гу. Год - молчок. Снарядил он тогда своего плацкартного "челленджера", что-бы в очередной раз посетить столицу. Оказалось, на "Мелодии" про него никто ничего... не знает. Сначала принялись функционеры искать обложку: нету! Нашлась и причина: дескать, альбом не издается, так как нет конверта... Потом оказалось, что обложка четыре (!!!) месяца пролежала за ШКАФОМ, куда ее нечаянно - видимо, на субботнике? - засунули. Таким образом дебютный альбом киевского "Дисплея" был издан только осенью прошлого года.
Что в результате? Вадим Лащук, который за полгода художественных скитаний потерял немало денег, нервов, интереса к партнерам и веры в здравый смысл, свой второй альбом на "Мелодии" почему-то издавать не собирается. Не знаете, почему?
***
По крайней мере, давайте не будем сегодня грустить. Ведь до сих пор в музыке украинского "Дисплея", без участия разнарядок из Центра, достаточно оптимизма, энергии, радости, хорошего настроения. Вадим Лащук и Эллен Крайс убедят вас в этом по нашим адресам: ул. Артема, 15, дом быта "Молодежная мода", ул. Коминтерна, 28, дом быта "Столичный", пр-т Корнейчука, 26, дом быта "Оболонь". Отныне тут живет НЕССИ и сон, который когда-то приснился Вадиму.
Студия "Фонограф".
Статья из газеты "Молодая гвардия", 1 августа 1990 года.