МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ. Музыка 80х годов и многое другое...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Аркадий Северный

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://i031.radikal.ru/0803/a6/8646e9db8166.jpg

СЕГОДНЯ его уже почти забыли. Да и осталось от него очень мало - ни книжек, ведь он не поэт, ни фильмов, ведь он не актер, только магнитофонная лента с записями. С записями песен - раньше их называли блатными, сейчас все больше именуют "русским шансоном". Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. Сейчас даже те, кто слушает, скажем, Ивана Кучина или Катю Огонек, почти ничего не знают о его судьбе. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в городе Иванове. Учился в Ленинградской лесотехнической академии имени С.М. Кирова на планово-экономическом факультете, служил в "Союзэкспортлесе". Конечно, любил и умел петь, играл на семиструнной гитаре. Пел все - от джаза до народных песен, пел и "блатные песни". Случайно его заметил ленинградский "теневой бизнесмен" (теперь бы его назвали продюсером) Рудольф Фукс, сделал первые записи. Вышло что-то удивительное! Такого голоса не было ни у кого, так "одесские песни" не исполнял ни один натуральный одессит. Потом у Северного появился и этот псевдоним - Северный, появились другие "продюсеры", он стал петь уже не только под гитару, но и с оркестром, за несколько лет до смерти побывал и в городе Одессе, о которой так много спел.

Блатная песня не конкурировала тогда с бардовской, а существовала параллельно. С одной стороны, более подпольно, с другой - более открыто, ибо ее пели не только у костра, но и в ресторанах, не только под гитару, но и с оркестром. Исполнителей было много: Северный, так называемые "Братья Жемчужные", Шандриков, Шеваловский, Беляев, впоследствии эмигрировавшие Шульман, Шуфутинский, Токарев. Кстати, Николай Резанов, руководитель и сейчас успешно существующих "Братьев Жемчужных", когда-то выступал в составе ансамбля "Добры молодцы" с Юрием Антоновым и под руководством Всеволода Левенштейна, впоследствии знаменитого Севы Новгородцева. Именно с "Братьев Жемчужных", именно с альбома, который так и назывался - "Памяти Северного", началась в 1982 году всесоюзная известность Александра Розенбаума. Жив и относительно успешен Константин Беляев ("Я сегодня очень-очень сексуально озабочен..."), кстати, действительно одессит, действительно сидевший, к тому же и автор многих из исполняемых им песен. Он все-таки выпустил компакт-диск, выступает с концертами, недавно зашел и в "Нашу гавань" к Успенскому. Жив и Владимир Шандриков, но он живет в Омске, пенсионер, ему не до песен.

Если барды (а с ними и Галич с Высоцким) зовут своим предтечей Александра Вертинского, то Северный и его коллеги - Утесова. В этом, по сути, единственное различие между бардовской песней и блатной. Но очень важное. Послушайте на досуге Вертинского и Утесова и поймете, кто вам ближе - Елена Казанцева (и у нее есть несколько если не блатных, то "блатных" песен) или Вика Чинская, Виктор Луферов или Михаил Шелег (автор, кстати, единственной и потому лучшей пока книги об Аркадии Северном). Да что там барды! Вот Анатолий Лукьянов, герой ГКЧП, пишет:

Над "Матросской тишиной" - синева.Опадает еле слышно листва.Где-то Яуза шуршит у оград.Где-то песнями рыдает Арбат.

Что это? Чистый блатняк! В качестве примера могу привести современного шансонного автора, Андрея Школина:

Над Воронежской тюрьмой - тишина.Мне на решке улыбнется Луна.Отпусти меня, начальник, домой.Я давно не видел мамы родной.

У кого лучше? Трудно сказать, но то, что жанр один и тот же - это определенно.

Об Аркадии Северном ходило много легенд. Самая глупая - в фильме "Неуловимые мстители" именно он сыграл роль незабвенного Бубы Касторского. Легенды традиционные и устойчивые, некоторые и сейчас в это верят: Северный - одессит, знавший еще Беню Крика и дававший уроки воровского искусства и игры на гитаре Утесову; старый зек, двадцать девять лет отсидевший и живущий отшельником в Магадане; эмигрант, воевавший с большевиками, и прочее. Многие, кстати, считали, что ранние, блатные песни Высоцкого написаны им под влиянием Северного. Скорее наоборот: Высоцкий - как явление Магнитиздата - появился раньше Северного, к тому же Северный пел некоторые песни Высоцкого. Самая красивая из легенд: песню "Здравствуй, чужая милая" написал именно он, Аркадий Северный. Увы, Северный был чистым исполнителем, хотя многое из того, что он пел, действительно как будто им написано. Отчасти так и было - только не он писал, а про него писали, для него писали.

Судьбу же его правомернее всего сравнить с судьбой еще трех человек, ставших символами России второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Венедикта Ерофеева и Алексея Охрименко. Высоцкого знают все, Ерофеева теперь тоже знают почти все, Охрименко и сейчас почти неизвестен. Между тем именно Охрименко вместе с товарищами (Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом) написал самые известные народные песни нашего века: "Я был батальонный разведчик", "Жил-был великий писатель Лев Николаич Толстой", "Благодаря Шекспиру я потерял квартиру" etc. Именно в этой странной известности (песни знает вся страна, а автор или исполнитель живет никому не ведомый, в бедности, кое-как) сходство Северного и Охрименко. Что касается Высоцкого и Ерофеева, то у них сходство с Северным касается еще и смерти - все умерли от водки. А ведь они не только ровесники (Высоцкий и Ерофеев - 1938 года рождения, Северный - 1939-го), Веничка Ерофеев (персонаж) и Аркашка Северный (псевдоним) возникли, в сущности, одновременно: в 1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки", в самом конце 60-х появились первые магнитофонные записи Аркадия Северного. Северному меньше всего повезло и с прижизненной известностью, и с посмертной славой: при жизни он был знаменит всего последние пять лет, а после его постарались забыть - уж слишком непривлекателен жанр. Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году шумно праздновала вся страна, 60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника (как оказалось, на один день), и телемарафоном. 60-летие Северного в прошлом году никто, кроме оставшихся поклонников, друзей и родственников, похоже, не отмечал. И памятника ему, полагаю, никто, нигде и никогда не поставит. Так что это именно про него пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в сквере..." Между тем, артист этот был поистине великий. Шаляпин блатной музыки.

Теперь о самом тяжелом, о смерти. И Ерофеев, и Высоцкий, и Северный знали, что делают, пили потому, что хотели пить и не могли не пить. Это их выбор, сознательный и губительный. Каждый живет по-своему. Кто-то пьет залпом и не закусывая, не чувствуя даже вкуса, но сразу ощущая эффект. Это его право, его путь, не надо обвинять друзей, жену и правительство. Аркадию Северному совсем "не повезло" в смерти. Писать об этом тяжело, это та правда, говорить которую совсем нелегко и очень неприятно. Приведу поэтому фрагмент упомянутой уже книги Михаила Шелега, где автор говорит как раз о последних часах и минутах певца: "Кинулись звонить в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи брезгливо осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было потеряно. Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего пациента - очередного бомжа и пьяницу. В ночь с 11 на 12 апреля 1980 года от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин - король блатной песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии".

Евгений Лесин

Информация взята: http://www.mp3shop.ru/Beatles/bio/1.html

Исполнитель: Аркадий Северный
Альбом: Золотая коллекция
Жанр: Шансон
Год выпуска: 2000
Количество композиций: 21
Качество: 320 кбит/с
Размер: 183 мб

Содержание:

01-Эх Одесса,мать Одесса
02-Раз в Ростове-на-Дону
03-Показания невиновного
04-Таганка
05-Чёрная шляпа
06-Бутылка вина
07-На дерибасовской
08-Алёша жарит на баяне
09-Бублечки
10-Семь сорок
11-Цыплёнок
12-Мой приятель студент
13-Сигарета
14-Поручик Голицын
15-Ямщик не гони лошадей
16-Цыганочка
17-Трамвай №10
18-Поспели вишни
19-Как то по проспекту
20-Отцвела черёмуха
21-Девушка платья из ситца

+2

2

Исполнитель: Аркадий Северный
Альбом: Тихо табор цыганский уснул (концерт у Д.Калятина 23.09.1975)
Жанр: Шансон
Год выпуска: 1975
Количество композиций: 38
Качество: 320 кбит/с
Размер: 194 мб

Трэклист:

1. Тихо табор цыганский уснул
2. Ресницы
3. Что-то стонет душа одинокая
4. Слышались звуки гитары
5. Где ты юность моя
6. Тихий вечер
7. Ты не приедешь
8. Сочи
9. Ничего от тебя мне не надо
10. Вспомни Византийскую культуру
11. Возвращение
12. В твоих глазах всегда туман
13. Поблекшая карточка
14. Как хочется к груди твоей прижаться
15. Гагры
16. Все как прежде
17. У меня было сорок фамилий
18. Ты не пришла провожать
19. Зеленые глаза
20. Перебиты поломаны крылья
21. Записка
22. Я помню друг
23. Устал я жить
24. Закрой глаза
25. Бал-маскарад
26. Как турецкая сабля твой стан
27. Настанет час
28. В диком лесу
29. Я расставаясь не сказал «прощай»
30. Далеко за окнами на юге
31. На знакомой скамейке
32. Потеряли истинную веру
33. Опустилась ночь над Ленинградом
34. В гареме нежился
35. В запыленной связке старых писем
36. Возможно мы еще не пили
37. Словами не лечат
38. Интро

+1

3

[реклама вместо картинки]

Исполнитель: Аркадий Северный
Альбом: Эх,люблю блатную жизнь
Жанр: Шансон
Год выпуска: 1963
Количество композиций: 24
Качество: 320 кбит/с
Размер: 136 мб

Трэклист:

1. Ты подошла ко мне…
2. На Молдаванке
3. Приморили. Ой как приморили…
4. Цилиндром на солнце сверкая…
5. Вечер был хороший…
6. Звёзды зажигаются хрустальные
7. Я один возле моря брожу
8. Избушка
9. Табор затих
10. В старом большом саду
11. Глухари
12. На дворе стоял рождественский мороз…
13. Любил я очи голубые
14. Склони головку
15. Скрипач
16. Эх, чавэлла
17. Каким ты меня ядом напоила
18. Что ты смотришь на меня в упор
19. Марджанджа
20. В тенистых аллеях
21. Раздался выстрел
22. На Молдаванке (вариант)
23. Когда фонарики качаются…
24. Была бы шляпа

+1