Спасибо! Эту инфу, по любому, надо в массы!
ОЛИМПИЯ
Судьба московской группы ОЛИМПИЯ не была бы чем-то необычным - типичный ансамбль из заводской самодеятельности с расхожим репертуаром и текучим составом, если бы не одно "но": на разных этапах её истории в составе группы успели отметиться многие известные позже музыканты - причём, для одних ОЛИМПИЯ стала взлётной полосой, а для других запасным аэродромом в период смутного времени.
Она была организована не позднее середины 70-х в богатом доме культуры столичного металлургического завода "Серп и молот" на Волочаевской улице и официально именовалась "народным коллективом ВИА Олимпия". Генезис названия не вполне понятен: возможно, оно было дано группе в преддверии московской Олимпиады 1980 года. Её участники были оформлены на различные должности при заводе (кто-то руководил цеховой самодеятельностью, кто-то был концертмейстером в заводском хоре - естественно, только на бумаге), что позволяло им нигде не работать, получая по восемьдесят-девяносто рублей в месяц.
Несомненным плюсом ОЛИМПИИ был работоспособный комплект приличной чешской аппаратуры "Tesla", которой её участники могли пользоваться, фактически, целыми днями, что делало участие в ВИА особо привлекательным для молодых музыкантов. В их обязанности входили концерты по праздникам в самом ДК, шефские мероприятия на выезде и выступления в заводском профилактории.
Руководил ОЛИМПИЕЙ на всём протяжении её долгой истории Георгий Павлович Голованов, меломан со стажем, джазовый саксофонист, бывший стиляга и соратник Алексея Козлова по музыкальным подвигам 50-х. На излёте 70-х, когда в биографии ОЛИМПИИ начался наиболее интересный этап, ему было под пятьдесят, но он всё ещё был импозантен и даже носил пижонский кок. Музыкальное дело в ОЛИМПИИ Голованов поставил на профессиональную основу и был настоящим продюсером: сам писал партитуры, отвечал за музчасть, аппаратуру, а также переманивал отовсюду музыкантов. Каждому, кстати, для концертов за счёт завода шили фирменный бархатный пиджак синего или бордового цвета.
Единственным постоянным участником ОЛИМПИИ был пожилой саксофонист Веня, знакомый Голованова ещё по 50-м. Свежие кадры тот черпал, в основном, из самодеятельности московских ВУЗов. Так, в конце 1979 из группы ГАРМОНИЯ при ДК МЭИ пришли певец и начинающий автор песен Александр Лукьянов и звукооператор Борис Шипилов. Следом появились гитарист Андрей Боднарчук и барабанщик Евгений Рябой, параллельно игравший в известном ансамбле Марка Пекарского. Ещё одним вокалистом был некто Ренат.
Осенью 1981 из группы КОНТИНЕНТ, базировавшейся в МИНХ, Московском институте народного хозяйства им. Плеханова, в ОЛИМПИЮ были завербованы Сергей Миклашевский, бас, Виктор Савин, клавишные, и Артур Михеев, вокал. "Для этого он встречался с каждым из нас лично и вёл длинные переговоры, на что был большой мастер", - вспоминал позже Миклашевский. Репертуарная политика в ОЛИМПИИ тоже была достаточно свободной. "Георгий Павлович был джазовый человек, но не перечил шумному Саше Лукьянову, который призывал нас стать бит-группой, в результате чего мы стали играть западные шлягеры с русскими текстами, включив в программу несколько рок-композиций, принесённых нами из КОНТИНЕНТА".
Надо заметить, что никто из музыкантов не рассматривал ОЛИМПИЮ всерьёз и не видел в ней коммерческой перспективы: как самый яркий эпизод за время своей работы в группе Миклашевский вспоминал шефский концерт на винзаводе "Самтрест"!
В начале 1982 Виктор Савин устроился работать в ресторан, и на его место пришёл соученик Жени Рябого по музучилищу, клавишник Игорь Матвиенко из группы политической песни ПАНОРАМА. "Он говорил, что в ПАНОРАМЕ научился прыгать через клавишные и будет делать то же самое на концертах ОЛИМПИИ". Той же весной Миклашевский, Боднарчук и Рябой ушли в ансамбль джазового саксофониста Владимира Коновальцева при Москонцерте, а Михеева пригласили в ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ, откуда он через два месяца перебрался в АВТОГРАФ, где стал известен как Артур Беркут.
Миклашевскому осенью 1983 предложили написать музыку к циклу телепрограмм "Сказки о мультипликации", из чего родилась известная группа КИНЕМАТОГРАФ. Рябой отметился в КВАДРО и добился признания в мире джаза. Матвиенко в 1983 перешёл на профессиональные рельсы в ВИА ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ, позднее собрал студийную группу КЛАСС, а в 90-х стал успешным поп-продюсером.
Летом 1982 по новому набору в ОЛИМПИЮ пришли три бывших музыканта ВИА ФАНТАЗИЯ Московской филармонии: Максим Непомнящий, гитара, вокал, Сергей Фокин, бас, и Сергей Нефёдов, клавишные, вокал. Компанию им составили джазовый барабанщик Александр Почетаев и бэк-вокалист Алексей Ломанов. С Лукьяновым у микрофона группа продолжала выступать на подведомственных территориях, исполняя текущие эстрадные хиты и материал Лукьянова и даже записала на своей базе несколько собственных номеров ("Доктор", "Жизнь", "Мама и папа ушли").
Когда Непомнящего пригласили играть джаз-рок в ВИА МЕТРОНОМ, пост гитариста занял Александр Явенко, однако, к весне 1984 ДК "Серп и молот" покинули и другие музыканты: Нефёдов, в частности, устроился в АЭРОБУС Юрия Антонова, откуда попал в СВ, а Почетаев - в ЭРМИТАЖ при Москонцерте.
Лукьянов тоже отработал с ОЛИМПИЕЙ до 1984, потом пел в ресторанах, был таксистом, при поддержке того же Матвиенко записывал свои песни, которые пользовались умеренным успехом в конце 80-х. Матвиенко сделал ставку на ЛЮБЭ, но познакомил экс-коллегу с поэтом-песенником Леонидом Дербенёвым. Лукьянов: "Эта встреча стала окончанием моей сольной карьеры, потому что Дербенёв предложил мне стать его соавтором и забыть про сольную карьеру". В дальнейшем его песни исполняли многие клиенты Дербенёва, вроде Маши Распутиной.
Тем не менее, ОЛИМПИЯ под предводительством Голованова продолжала играть в своём Доме культуры. Весной 1984 в группу вернулся Виктор Савин. Вместе с ним появилась компания студентов и выпускников Гнесинского училища: один из основателей культового ВОСКРЕСЕНИЯ Андрей Сапунов, гитара, вокал, Анатолий Шеванов (экс-КИНЕМАТОГРАФ), соло-гитара, Владимир Коробка (из ВИА 33 1/3), бас, и Алексей Коробков, барабаны.
Георгий Павлович как мудрый руководитель не стал заставлять их играть джаз, и за следующий год текущий звукорежиссёр группы Александр Лукверов, используя два заводских студийных магнитофона СТМ, записал единственный альбом ОЛИМПИИ из песен Константина Никольского, Алексея Романова и ленинградца Виталия Севастьянова. Альбом звучал очень прилично, однако, по каким-то причинам не получил распространения в магнитоиздате.
Отработав год в бархатных пиджаках, и этот состав тихо и без скандалов разбежался: Сапунов, после полутора лет в САМОЦВЕТАХ, летом 1986 собрал ЛОТОС, где играли Шеванов и Коробков (успевший между делом отметиться у Ирины Отиевой), позже сотрудничал с СВ, а в середине 90-х вернулся в ВОСКРЕСЕНИЕ. Кто сменил их в ОЛИМПИИ, история умалчивает, но в московском самиздате в 1987-м встречаются упоминания об электро-поп группе ОЛИМПИЯ, а Миклашевский добавляет: "Георгия Павловича я случайно встретил в конце 80-х, и он сказал, что ОЛИМПИЯ существует. Кто бы сомневался!"
Андрей Бурлака